12:17
«УЧИТЕЛЬ ПРЕКРАСНОГО», ЦБ


     2023 год в нашей стране посвящен педагогам и наставникам. Воспитание и наставничество важно и необходимо подрастающему поколению и молодежи в любой сфере, будь то общее образование, спорт, выбор профессии, творческое развитие. На формирование полноценной личности огромное влияние оказывает музыка.
     Музыкальному воспитанию детей отдал всю свою жизнь Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987), советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель.
     Его творческой и педагогической деятельности посвятили выставку «Учитель прекрасного» сотрудники Центральной библиотеки.


     В нашей стране не было школы или пионерского лагеря, Дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка и особенно – песни. Еще в дни обучения в консерватории Кабалевский стал преподавателем музыкальной школы. Занимаясь с ребятами, обнаружил, что написано слишком мало музыки, отражающей их собственную жизнь. Тогда он сочинил два цикла фортепианных пьес: сперва "В пионерском лагере", потом - "Из пионерской жизни". Так началась его композиторская работа для детей, которая не прекращалась всю жизнь.
     Через несколько лет после окончания консерватории молодой Кабалевский был на праздновании 10-летия Артека. Там впервые в жизни он попытался побеседовать с детьми о музыке. Было трудно, и получилось плохо. Но с тех пор беседы о музыке стали неотъемлемой частью его творческой жизни.  Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос. Известный композитор, автор крупных музыкальных произведений, академик, лауреат самых высоких государственных премий рассказывал детям о музыке, о том, как ее понимать.
     Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского знали в каждой семье, он нес людям радость и учил их радоваться, он искренне верил, что «в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, звонко-звонко смеяться...»
     В начале 70-х гг. Д.Б. Кабалевский разработал «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы», предложил принципиально новую концепцию школьного предмета «Музыка». По мысли Кабалевского, на смену простым урокам пения должно прийти преподавание музыки как живого образного искусства.
     При формировании детского представления о музыкальном искусстве Дмитрий Борисович выделил три основные сферы музыки, так называемые «Три кита» – песня, танец, марш. Эти образцы наиболее простых музыкальных форм, как простейшие жанры, доступны восприятию учеников даже на самой начальной стадии их музыкального развития. Они вводят ребенка в мир музыки, открывают двери в такие крупные жанры как опера, балет, симфония и др.


     Конечно, эти музыкальные формы усваивались детьми через пение. К музыкальному образованию Кабалевский предлагал подходить с установкой «Каждый класс – хор!». Те, кто учился в 70-80-е годы прошлого века, помнят, какие прекрасные хоры были в наших школах! С благодарностью назовем имя Вилли Михайловича Эккарта, руководителя очень сильного хора учеников Белоярской средней школы №1!
     И все же в педагогической деятельности Д. Кабалевский главным считал не только передачу детям каких-либо знаний – это само собой! «Есть нечто, что сближает всех учителей, независимо от предмета, который они ведут в школе, есть "общий духовный знаменатель", имя которому - воспитание. Каждый учитель – воспитатель», - писал Кабалевский. А дети, по его глубокому убеждению, «это самое доброе, самое чистое, что есть в жизни».

 

 

Шамаева Т.Т., зав. отдела ЦБ

Категория: Интересное и познавательное | Просмотров: 159 | Добавил: ПАФ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar